АЛАРМА и коллеги рекомендуют

Алексей Сизов

технический директор компании «Сатро-Паладин»

Наличие современных комплексных систем безопасности в метрополитене, безусловно, необходимо. Однако зачастую, отдавая приоритетное значение технике, мы упускаем еще один важный аспект.

На мой взгляд, наряду с применением новейших технических систем, сейчас, в первую очередь, следует обратить внимание на организационно-технические меры. То, с чем мы стали часто сталкиваться в последнее время – частые сбои в движении поездов, перекрытие линий и выходов, зачастую не имеет никакого отношения к непосредственно техническим вопросам.

Это вопрос организационных мер. И вот такие сбои как раз крайне негативно влияют на уровень безопасности в подземке. На мой взгляд, порядок нужно наводить целиком: не только обновлять техническое оснащение, но и повышать уровень квалификации работников системы, организационные меры в работе также нужно учитывать.

Что касается технической стороны вопроса, безусловно, система должна обновляться комплексно. Сейчас уже идет полная замена систем видеонаблюдения, должны быть обновлены системы ограничения доступа, системы досмотра, обнаружения взрывчатых веществ, подозрительных предметов.

Но опять же, как это звучит во всех классических источниках, любая безопасность начинается с определения возможных форм угроз и способов противодействия им, как техническими, так и организационными методами.

Михаил Левчук

заместитель генерального директора, компания «Аргус –Спектр», г. Санкт-Петербург

Зачастую, когда речь заходит об охранных системах, прежде всего их наличие трактуется как превентивная мера защиты от краж. В метро же речь должна идти как о препятствии и раскрытии фактов воровства, так и о более серьезных угрозах безопасности граждан, в том числе угрозах террористических актов.

Этот объект нужно максимально защитить от несанкционированного проноса взрывчатых веществ. Один из печальных примеров: Норд Ост, где в здании воровать, в общем, было нечего, и превентивные охранные системы не были предусмотрены.

Террористы заранее смогли внести все необходимое, и уже после пришли как посетители. Метро вообще объект режимный. Комплексное переоснащение систем безопасности должно максимально предотвратить возможность несанкционированного проноса взрывчатых и отравляющих веществ.

У нашей компании уже есть практика работы с РЖД. Думаю, в этом отношении подход к переоснащению охранных систем в метро не сильно отличается. В первую очередь он должен быть комплексным. Пожарная безопасность в каждом вагоне и тоннеле должна быть обеспечена на самом высоком уровне.

В метро есть своя специфика – к примеру, частая смена вагонов в составе. Тут нужно учитывать, что комплекс пожарной сигнализации при этом должен оставаться целостным. Понятно, что тут приоритет должен отдаваться беспроводным системам.

Алексей Махно

менеджер по продажам ООО «Реал Системы Безопасности», г. Екатеринбург

В нашем городе, как и в других городах, сейчас проводится переоснащение систем безопасности в метро. Что нужно для того, чтобы пассажиры чувствовали себя безопасно в подземке? В первую очередь, нормальная система видеонаблюдения. С возможностью распознавания лиц, с четким алгоритмом обработки большого потока людей.

Должны быть закуплены и установлены комплексы обнаружения взрывчатых веществ. Надеюсь, в скором времени все это в полной мере мы получим в подземке Екатеринбурга, и это позволит каждому жителю, каждому пассажиру чувствовать себя более-менее защищенным.

Артем Нетяга

коммерческий директор, компания «Арсенал Безопасности», г. Москва

Насколько я знаю, замена систем безопасности в московской подземке уже идет полным ходом. Можно, конечно, поговорить о таких вещах, как новейшие системы видеонаблюдения, металлодетекторы, и т д.

Но при этом упускаются такие простые штуки, как например, турникеты. Конечно, на некоторых станциях их уже сменили, но в основной массе – все те же, старые. Это заметно задерживает поток и способствует скоплению людей. Или такая очевидность, как старые двери в проходах.

Любой пассажир сталкивается с этим неоднократно и каждый день, невозможно уже не обращать внимания на эти ужасные двери. Сколько травм было получено! Что касается систем видеонаблюдения, знаю, что сейчас идет обновление всей системы. Про схемы пожаротушения и сигнализацию – остается надеяться, что в нашей подземке используются самые новые и лучшие, ведь это стратегически важный объект.

Андрей Васильев

директор по развитию бизнеса компании «Видеоглаз», г. Москва

Я считаю, что в метро необходимо установить качественное видеонаблюдение с системой распознавания лиц в толпе, а также системами, детектирующими драку, резкое движение, бег. То есть в холлах и вестибюлях необходима установка интеллектуальных систем видеонаблюдения.

В вагонах, насколько я знаю, уже установлены такие системы. На мой взгляд, необходимы также системы, которые позволяли бы отслеживать момент пересечения линии безопасности. Возможно, с сигнальным оповещением. Это позволило бы предотвратить большое количество несчастных случаев в метро.

Наша компания занимается довольно широким спектром продукции, и конкретно для метро мы можем предложить системы безопасности, связанные не только с видеонаблюдением, но к примеру, с контролем доступа. Предложив биометрический контроль доступа для работников режимного объекта.

К тому же, на мой взгляд, внимания заслуживают и системы, связанные с ограничением прохода в метро. Необходимо установить новые турникеты с большей пропускной способностью и антивандальной защитой.

Афанаскина Екатерина

главный бухгалтер, компания «Аларма», г.Волгоград

У нас в Волгограде специфическое метро - метротрам – система подземных скоростных трамваев. Оснащение нашей подземки системами безопасности началось сравнительно недавно, еще несколько лет назад только говорили о том, что в метротраме хорошо было бы установить систему пожарной безопасности и новую сигнализацию.

Не было даже нормальной громкоговорящей и диспетчерской связи. Сейчас видеокамеры появились на станциях, но не непосредственно в поездах. Конечно, хотелось бы видеть в нашей подземке и металлодетекторы, и современную систему видеонаблюдения, но пока мы этого не видим.

Сергей Гречкин

директор ООО «Конфидента», г. Волгоград

На мой взгляд, в нашей подземке нужно начинать с установки хотя бы металлодетекторов. Это же место массового скопления людей. Ежегодно Волгоградский метротрам перевозит около 50 млн человек!

Естественно, должны быть обновленные системы видеонаблюдения, хотя бы на уровне ip-камер, чтобы при необходимости можно было распечатать изображение нормального качества. На мой взгляд, для этих целей подходит 2х мегапиксельные камеры, присутствующие на рынке.

По части пожарной безопасности, какие тут могут быть изменения? Насколько я знаю, тут все ГОСТ-ированно, остается надеяться, что нормы соблюдены на должном уровне. Знаете, мы работает, в частности, и с метротрамом. К нам приходят люди оттуда и покупают весьма недорогое оборудование.

Насколько мы знаем, в ходе федеральной программы после терактов в московском метро были выделены довольно крупные средства для обновления систем безопасности на транспорте, но видимо, не для Волгограда.

Даниил Болдин

директор компании «Гранит СБ», г. Екатеринбург

Сейчас выделяются довольно значительные бюджетные средства для оснащения нашего метро обновленными системами безопасности. Закупаются системы обнаружения взрывчатых веществ, и т д.

На мой взгляд, необходимо не упустить из вида и обновление систем видеонаблюдения. Сейчас на рынке можно найти оборудование, соответствующее стандартам развитых стран. Очень популярна система распознавания лиц в толпе.

Могу сказать, что ни одна из них нормально еще не работает. Все равно будут дефекты. При этом нужна работа оператора, на автоматике на должном уровне это все равно работать не будет. Сейчас много говорят о новейших системах с уходом в аналитику.

Но логика безопасности осталась прежней, а аналитика, сколько бы ни занимались этими системами, не отрабатывает себя. Даже здесь человеческий фактор еще должен присутствовать. Кстати, с метрополитеном в Екатеринбурге мы работали. Предлагали многое, в результате они закупили самые обычные видеокамеры.

Руфима Насибуллина

старший менеджер по продажам компании «Лайта», г. Казань

В последнее время в подземке Казани уже появилось много нового. Насколько я знаю, довольно неплохо обстоят дела с беспроводными системами доступа, тот же wifi, многие друзья заметили, что уровень сигнала почти на каждой станции довольно высокий, что радует всех.

Конечно, здорово было бы чаще обновлять системы контроля доступа, улучшить системы видеонаблюдения. Нам ведь постоянно присылают новое оборудование, технические разработки не стоят на месте, так почему бы не использовать их на благо населения?

Михаил Чичварин

менеджер по развитию бизнеса, компания Mobotix

У нашей компании уже был опыт работы с метро, в частности, с киевским метрополитеном. Наши партнеры устанавливали системы видеонаблюдения на каждой станции. Метро довольно сложный объект. Нужно учитывать наличие огромного потока людей и сложность в организации работы.

Как правило, на таких объектах реализуется целый комплекс систем защиты: это и турникеты, и рамки, и личный досмотр, и система видеоанализа. На моем опыте, мы использовали систему с видеоаналитикой, позволяющую отслеживать людей на перронах, что должно помочь предотвратить несчастные случаи.

Также видеоаналитика для контроля очередей на кассах. Можно отследить пиковую нагрузку по дням недели, увидеть количество людей в очереди, что позволяет реорганизовать работу и в том числе также способствует контролю уровня безопасности в метро.

Алексей Казаков

инженер департамента профессиональной техники и системных решений OOO «Панасоник Рус», г. Казань

Я считаю, что лучшая система безопасности та, которую граждане не видят и не замечают. Это самый лучший вариант. Когда человек проходит через турникеты и ничего не замечает, когда не нужно доставать ключи и вытаскивать прочие железки.

Понимаю, что в общем-то, применение таких технологий в массовых целях - дело будущего. Никто сейчас для народного потребления таких технологий ни предложить, ни обеспечить не может. Максимум, который мы можем предложить на сегодня, это уход в видеоаналитику.

Гнаться за очень высоким разрешением в видеонаблюдении на подобных объектах, по сути, не совсем эффективно и не помогает для предупреждения возможных проблем. Это может помочь только констатировать какой-то факт, когда все уже было совершено. Видеоаналитика же может помочь несколько «упредить» негативную ситуацию, отсеять каких-то людей на входах в метро.

Операторы, действующие в рамках какой-либо системы безопасности, могут вовремя обратить внимание на подозрительные действия, отследить часы пиковых нагрузок. То есть за самими камерами остаются железные, простые и надежные функции, а более сложные аналитические задачи уже возлагаются на компьютерные системы. На мой взгляд, для метро это был бы оптимальный вариант.

Андрей Чуриков

руководитель отдела маркетинга, компания RVI

В метро, безусловно, необходимо усовершенствовать систему видеонаблюдения. Поставить новые камеры с возможностью распознавания лиц, оставленных предметов.

Из подходящих новинок на сегодняшний день – 2х и 3х мегапиксельные камеры с настройками фокусного расстояния. Возможность менять и настраивать фокусное расстояние важны на таких сложных объектах.

Архитектурное решение на каждой станции разное, соответственно, тут должен быть индивидуальный подход к установке и настройкам. Камеры нужны антивандальные. И все это в комплексе с единым программным обеспечением.